Дед Мороза вызывали? Поздравляем подписчиков с Новым Годом! По сложившемуся тут обычаю готовим всех к грядущему Рождеству, погружая в фольклор и традиции сего праздника на Карибах. В 2023 перенесёмся на Сейнт-Люсию, где обязательным гостем на Рождество является.. дьявол Папа Джаб! А поможет нам погружаться в атмосферу Рождественского маскарада люсийская группа Tru-Tones и её лидер - гитарист Рональд Хинксон (Ronald 'Boo' Hinkson). Именно из их альбома "Merry Christmas" 1975 года мы взяли музыкальное сопровождение. Итак, праздничные карнавальные шествия случаются с Рождества по 2 января, когда традиционно устраивается новогодняя ярмарка Ассу Скве. В шествиях по улицам участвуют ряженые, танцующие под музыку сопровождающих их банд музыкантов. Бумбуковые дудки, перкуссия, Шак-шаки (люсийская вариация маракасов).. Но есть персонажи, которые не танцуют под музыку, но производят различные ритуалы под чанты и заклинания. Разумеется, корни всего этого - в Африке. Но адаптированные завезёнными оттуда чернокожими рабами к европейским традициям. Культурные формы своих белых хозяев они наполняли иными смыслами, дабы сохранить свою собственную культуру. Но вернёмся к танцующим персонажам - среди них выделяются Пай Банан в костюме из сушёных банановых листьев, скачущий на палке с лошадиной головой Шувал Буа, ходулисты, Дядюшка Сэм в костюме флага США со своей люсийской жёнушкой Серафиной. Ну а за ритуалы отвечает нечисть Папы Джаба - в своре его беременная жена Мари Ансет, правая рука Акробат, чёрный демон Кабвит и прочие мелкие бесята. В старые времена женщин до участия в маскарадах не допускали, поэтому мужчины играли как мужских, так и женских персонажей. Задирая в танце платья, как никогда бы не поступила женщина, они выставляли на показ большие трусики с оборками. Женские волосы имитировали шляпы-конусы из бамбуковых полос и проволоки, обтянутые цветными лоскутами ткани или гофрированной бумаги. При лунном свете рабы шли танцующей процессией, обходя дом за домом, а затем собирались на крупной поляне, где принимали участие в ритуалах. Самый драматический среди них - Смерть и Воскрешение, в ходе которого Джаб убивает своих служителей четырёх-зубым копьем, а затем оживляет их своим хвостом с пикой на конце. Всех, кроме Кабвита, до которого не в силах дотянуться. Что касается чантов, под которые проводятся ритуалы, они исполняются на креольском и построены на принципе вопрос-ответ. Например, Джаб обращается к толпе: "Дайте дьяволу дитя, чтоб сожрать". А ему в ответ: "Раз дитя, два дитя, три".. Кто-то скажет, что всё это - отголоски реальных языческих практик жертвоприношения, а потому опасны. Но на Карибах уверены, что вся эта дьявольщина - не более, чем уличные театральные представления, способные взволновать лишь детишек, а все эти черти - лишь озорство и не имеют ничего общего с реальными злобными демонами древних религий. Некогда рабы взяли Рождественские традиции европейцев, чтобы через них показывать насколько зла и порочна система рабства. И как это не странно, прообразом Джаба им послужил Санта Клаус. Его белые руки и лицо намекали на хозяина-плантатора, который ассоциировался у невольников с главным злом в их жизни. Его беременная жена - отказ признать Деву Марию, которой молились их белые хозяйки. Бесята на побегушках - это те негры, которые в желании выслужиться, угнетали своих чёрных братьев по приказу хозяина. Посредством Акробата показывали распри меж колониальными классами, в то время как Кабвит - сильный чёрный персонаж, на которого власть Джаба не распространяется, физически он вне рабского окружения и способен нанести тому удар в случае необходимости. #Tru_Tones #TruTones #True_Tones #Christmas #Gospel #Calypso #Jamoo

Теги других блогов: Рождество Карибы маскарад